ФИО: Макаров Аскольд Анатольевич
Дата рождения: 3 мая 1925 г.
Место рождения: хутор Ново-Масальское, Ржевский уезд, Тверская губерния
Дата смерти: 25 декабря 2000 г.
Место смерти: г. Санкт-Петербург
Звания и награды:
Заслуженный артист РСФСР (1954 г.)
Народный артист РСФСР (1957 г.)
Народный артист СССР (1983 г.)
Сталинская (Государственная) премия второй степени (1951 г.)
Орден Дружбы (1995 г.)
Орден Почета (2000г.)
Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Медаль «Ветеран труда»
Почетный диплом Законодательного собрания Санкт-Петербурга
Почетный орден «Созидатель Петербурга»
За выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой хореографии Международный астрономический союз присвоил малой планете под номером 5545 имя Аскольда Макарова.
Закончил заочное отделение актерского факультета ГИТИСа (1957 г.), заочную партийную школу при ЦК КПСС (1964 г.); защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы создания героического образа в советском балете»
Профиль авторизован в апреле 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1943 г.
Педагоги: А. И. Пушкин, А. А. Писарев, А. В. Лопухов, В. И. Пономарев.
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1943 г.
Дата окончания работы: 1970 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Берег надежды» (балетмейстер Бельский) Рыбак – первый исполнитель
«Каменный цветок» (балетмейстер Григорович) Данила – первый исполнитель
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Спартак – первый исполнитель
«Клоп» (балетмейстер Якобсон) Поэт – первый исполнитель
«Шурале» (балетмейстер Якобсон) Али Батыр – первый исполнитель
«Отелло» (балетмейстер Чабукиани) Отелло – первый исполнитель
«Красный мак» (балетмейстер Захаров) Ма Личен – первый исполнитель
«Тарас Бульба» (балетмейстер Фенстер) Остап – первый исполнитель
«Родные поля» (балетмейстер Андреев) Андрей – первый исполнитель
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон) «Прометей» – первый исполнитель, «Размышление», «Слепая»
«Лебединое озеро» (редакция Ф. Лопухова) Зигфрид
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Зигфрид
«Дон Кихот» Базиль
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Солор
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Фрондосо
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Вацлав, Гирей
«Фауст». «Вальпургиева ночь (балетмейстер Лавровский) Вакх
«Весенняя сказка» (балетмейстер Ф. Лопухов) Добрый молодец
«Раймонда» (редакция Сергеева) Де Бриен, Трубадур
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Принц
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Филипп
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Голубая птица, Жених Авроры
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Жених Авроры
«Конек-горбунок» Гений вод
Концертные номера:
«Сувенир» (балетмейстер Ф. Лопухов)
«Сомнение» (балетмейстер Андреев)
Вальс И. Штрауса (балетмейстер Чабукиани)
«Мелодия» Глюка (балетмейстер Чабукиани)
«Мы за мир» (балетмейстер Андреев)
«Тарас Бульба» «Гопак» (балетмейстер Захаров)
«Весна» (балетмейстер Анисимова)
«Сновидение» (балетмейстер Якобсон)
Вальс Мошковского (балетмейстер Вайнонен)
«Сонет Петрарки» (балетмейстер Шелест)
«Весенние воды» (балетмейстер Шелест)
Вальс Шостаковича (балетмейстер Шелест)
«Созидатели» (балетмейстер Григорович)
«Освобожденный Прометей» (балетмейстер Якобсон)
Участие в конкурсах:
Название: Всемирный фестиваль молодежи и студентов
Дата проведения: 1951 г.
Место проведения: Берлин
Награда: лауреат, первая премия
Место работы: Ленинградская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова (современное название: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова)
Дата поступления: 1970 г.
Дата окончания работы: 2000 г.
Должность: на кафедре режиссуры балета преподавал дисциплину «Классическое и современное наследие» (с 1976 г. профессор)
Место работы: Ленинградская государственная балетная труппа «Хореографические миниатюры» (с 1982 г. Ленинградский государственный академический театр балета под руководством А. Макарова; с 1992 г. Санкт-Петербургский академический театр балета под руководством А. Макарова; современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр балета им. Л. Якобсона)
Дата поступления: 1976 г.
Дата окончания работы: 2000 г.
Должность: художественный руководитель
«Знай наших»
«Миф»
Ильичева М. Аскольд Макаров. Искусство, Ленинградское отделение. 1984 г.
Народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР Аскольд Анатольевич Макаров. ХХХ лет творческой деятельности. Л. 1972 г.
Народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР. Профессор Аскольд Анатольевич Макаров. Л. Искусство, 1982 г.
Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР. Профессор Аскольд Анатольевич Макаров. Л. Советский композитор, 1985 г
Автор многих научных и научно-популярных статей о балете, музыке для хореографического искусства, рассказов о современных балетных постановках.
Аскольд Макаров пришел в Кировский театр в 1943 году. Глядя на его, будто высеченную из благородного камня фигуру воина, казалось, что победа в войне не за горами. Высокий рост, скульптурность пластических линий, одухотворенная внешность создавали облик истинного мужественного героя, защитника, идущего на подвиг.
На сохранившейся фотографии стоят молодые мужчина и женщина в рабочей одежде. Вслед за Л. Якобсоном, разглядевшем в молодом Макарове танцовщика героического направления, Ю. Григорович поставил для А. Макарова и А. Шелест концертный номер «Созидатели». Герои будто сошли с полотен А. Дейнеки или А. Самохвалова. Они спортивны, полны энтузиазма и оптимизма. Это грядущие строители будущей новой счастливой жизни.тС заразительной улыбкой, полной восхищения, смотрел герой Макарова на свою партнершу. Запечатленные, скорее всего, в минуту отдыха, радостные и энергичные, они олицетворяли символ эпохи.
Зачисленный в кордебалет танцовщик Макаров вскоре обратил на себя внимание. Одной из первых ролей артиста стала партия Гения вод из старинного «Конька-горбунка». Персонаж Макарова мощными прыжками с неукротимой силой рассекал пространство подводного царства. Он воспринимался воплощением водной стихии, истинным хозяином водных просторов, первозданным океаном.
Вслед за Гением вод Макаров выступил в роли Солора в «Баядерке». Солор-Макаров, прежде всего, воин, солдат, подчинившийся воле Раджи и страдающий от этого. Его Солор был и пылким и сдержанным, убедительным как в танце, так и в пантомиме. Выразительность позы, жеста – одна отличительных черт Макарова-танцовщика – в «Баядерке» проявились в полной мере. За «Баядеркой» последовали главные партии в «Весенней сказке» Ф. Лопухова (Добрый молодец), в «Красном маке» Р. Захарова ( Ма Личен – первый исполнитель), в «Вальпургиевой ночи» Л. Лавровского (Вакх). В 1950 году Л. Якобсон выбрал Макарова на роль Али Батыра в премьере «Шурале». Так началось многолетнее сотрудничество балетмейстера и артиста, единомышленников и сподвижников в искусстве.
В Али Батыре на первый план у Макарова вышли мужество и народный героизм персонажа. Богатырь недюжинной силы, справедливый борец с нечестью за счастье, способный на бескорыстный подвиг – таким представал Али Батыр-Макаров. Это был бесстрашный былинный витязь. Крупное телосложение артиста, его мощный действенный танец рождали образ силача, у которого не было и не могло быть соперников. Он был доблестен и отважен, но мог быть искренним и нежным в признании любви своей избраннице, спасенной им от лап чудовища Шурале.
В это же время Макаров принимал участие в балетах наследия (Зигфрид, де Бриен), в советской классике (Фрондосо, Гирей, Принц в «Золушке»). Танцевал красиво и грамотно. С ним охотно выходили на сцену Н. Дудинская, А. Шелест, Г. Кириллова, И, Зубковская, О. Моисеева, А. Осипенко, Н. Петрова, Н. Ястребова. Но полностью талант Макарова раскрывался в современных спектаклях, в образах, предоставляющих артисту возможность выразить свое время, пусть даже если это были балеты на сюжеты классической литературы или древней истории.
В «Тарасе Бульбе» Б, Фенстера Макаров был первым исполнителем партии Остапа. Танцовщику удалось проявить лучшие обобщенные черты героя-современника – несломленность, вольность духа. Балет был поставлен во времена оттепели 1950х, что не могло не отразиться на трактовке Макарова. Его Остап был суровым и непреклонным, простосердечным и прямым, обладал чувством собственного достоинства. Макаров подчеркивал человечность Остапа, его честность и глубину. А талант драматического актера, пластическая выразительность помогли в решении правдивого запоминающегося образа.
Вслед за Остапом в репертуаре Макарова появился балет, прозвучавший как мощная бомба в момент его появления. Это был «Спартак» Л. Якобсона. Танцовщик вылепил своего Спартака как монументального вождя-полководца. Он был силен физически, харизматичен, обладал бесстрашием духа и верой в одержание победы. Мускулистая, атлетически слепленная фигура Спартака-Макарова с горящим взглядом являлась зримым воплощением слов древнеримского историка Саллюция, считавшего, что Спартак «великий своими силами и тела, и души». Родился эпический образ героя-освободителя, значительного и в бою, и в смерти.
Есть люди, что правду в страданьях несут.
Они за нее умирают и верят.
Подвижники света, что гордо идут
С мечом побеждая лютого зверя
О люди такие куются как сталь,
Им небо дает высшие силы.
Их души одна бесконечная даль.
И так же они бесконечно красивы.
(З. Сапко)
Содружество двух выдающихся мастеров Якобсона и Макарова продолжилось в балете «Клоп», в котором Макаров стал первым исполнителем роли Поэта. До «Клопа» Макаров участвовал в «Каменном цветке» Ю. Григоровича (Данила), «Отелло» В. Чабукиани (Отелло), был создателем партии Рыбака в «Береге надежды» И. Бельского, балете на современную тему о любви к родине, о свободе и радости жизни. Неожиданно прозвучал в 1962 году балет Л. Якобсона «Клоп». Этот новаторский спектакль подтвердил талант Якобсона, как одного из самых лучших, если не лучшего отечественного хореографа второй половины ХХ века.
И вновь мастер творил с Аскольдом Макаровым, первым и единственным исполнителем партии Поэта (Владимира Маяковского). Ольга Берггольц писала: «Я узнала его. Ну, конечно, это тот Маяковский, Маяковский нашей юности – озорной, веселый, доверчивый, смелый грубиян и нежнейший лирик». Все исполнители главных ролей, Н. Макарова, К. Рассадин, Н. Ястребова, поразили воображение, представ в совершенно, казалось бы, несвойственных их дарованиям ролях. Только Якобсон умел увидеть, понять и раскрыть неизведанные, запрятанные где-то глубоко искры таланты, дремавшие и ждавшие своего звездного часа. И над всеми возвышалась громада Макарова-Поэта, по воле которого на сцене рождались и действовали персонажи балета.
Танец передавал ритм стиха Маяковского. Герой Макарова выступал не только как поэт-автор, но и как обвинитель, не терпящий узколобость мышления, отсутствие кругозора, мелочность, скупердяйство, жажду наживы. Маяковский-Макаров творил «шершавым языком плаката», создавая вместе с балетмейстером удивительно понятный невербальный язык, выражающий мысли, эмоции и решения героя через движения, мимику, жесты. Ролью Маяковского танцовщик подводил итог своего двадцатилетнего творческого пути артиста-гражданина с активной жизненной позицией.
После ухода Якобсона из жизни Макаров принял на себя руководство труппой «Хореографические миниатюры» в надежде сохранить творческое наследие мастера. Но из-за судебных разбирательств с наследниками создателя коллектива, Макарову пришлось менять репертуар, в котором появились собственные версии балетов наследия. С труппой работали многие современные балетмейстеры, среди прочих: Г. Алексидзе, Л. Лебедев, А. Полубенцев, Л. Шереги, П. Шмок.
Макаров был личностью с неугомонным духом. Он заочно окончил актерский факультет ГИТИСа и даже партийную школу при ЦК КПСС, защитил кандидатскую диссертацию. Долгие годы преподавал в ленинградской консерватории, был профессором. Макаров известен и как автор-публицист многих научных и научно-популярных статей, связанных с искусством танца, музыки, рецензент новых постановок, общественной деятель. Он возглавлял одно время Союз концертных деятелей Санкт-Петербурга, был членом Всемирного клуба петербуржцев. Аскольд Анатольевич Макаров сумел создать вдохновенный портрет своего современника. Таким его всегда и будут помнить.